Международная деятельность

Факультет психологии Иркутского государственного университета активно включается в международную деятельность, проводимую как Иркутским государственным университетом, так и партнерами факультета.

Направления международной деятельности на факультете психологии ИГУ разнообразны. Это и обучение иностранных студентов, и участие в международных конференциях и форумах, и публикации в международных журналах, и участие в программе Oxford Russia Fund.

Например, в 2015-м году доцент факультета психологии ИГУ Михаил Кузьмин принял участие в 37-й конференции Международной ассоциации психологов образования (ISPA – International School Psychology Association), прошедшей в университете Маккензи (Сан-Паулу, Бразилия). На конференции иркутянин представил доклад «Кризис социальной идентичности студентов младших курсов – будущих школьных психологов, и его связь с жизнестойкостью», подготовленный совместно с деканом факультета Игорем Конопаком.

ISPA – старейшее объединение школьных психологов и психологов образования, занимающееся вопросами подготовки специалистов для общеобразовательных и частных школ, работе психологов в образовании и т. д. То есть вопросами, чрезвычайно близкими Михаилу Кузьмину, как преподавателю университета и школьному психологу, так и кафедре общей психологии Иркутского государственного университета, занятой подготовкой молодых специалистов.

Для участников, прибывших заранее, в число которых вошел и Михаил Кузьмин, проводились мастер-классы и круглые столы силами местных, бразильских и латиноамериканских специалистов, входящих в ABRAPEE (Ассоциация бразильских психологов образования). На самой конференции прозвучали доклады приглашенных спикеров из США, Европы и стран Латинской Америки, прошли также мастер-классы, круглые столы, стендовые доклады и пленарные заседания. После мероприятия участникам удалось пообщаться в неформальной обстановке, завести профессиональные связи с коллегами со всего мира.

Вот что сообщил Михаил Кузьмин Управлению информационной политики ИГУ:

« Во-первых, бразильская психология образования чрезвычайно близка к отечественной. Более того, она имеет русские корни. Бразильскую детскую психологию фактически основала эмигрантка из России Елена Владимировна Антипова. Этого, увы, нельзя сказать о России. Я специально обзвонил и опросил коллег – никто про Елену Владимировну знать не знает, разве только в Москве. В Бразилии же ее очень любят и помнят, даже существует фонд ее имени. На конференции ей посвящалась отдельная экспозиция.

Во-вторых, международная психология работников образования активно решает свои проблемы с опорой именно на отечественную психологию. Так, одним из ключевых докладов конференции стало сообщение директора Института культурных исследований и образования из Калифорнии Карла Ратнера, посвященного реализации культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в современное образование. И вообще имена классиков отечественной психологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др. звучали чуть ли не на каждой секции.

В-третьих, проблемы, которые обсуждались на конференции (основная ее тема - Escola para todos: Politicas Piblicas e Praticas dos Psicologos, что я перевел как «образование для всех: политика и практика в работе психолога»), оказались крайне актуальными именно для отечественного образования. Это прежде всего социальное расслоение. В современной российской школе мы только сталкиваемся с этим. А вот для Латинской Америки проблема детей и студентов из бедных и богатых семей, пестрота этнического состава учащихся – крайне острая.

Кроме того, проблема соотношения теории и практики при подготовке специалистов или «чему учить студентов». Не секрет, что молодой специалист, выходя из стен alma mater, очень быстро осознает: то, чему его учили, крайне не совпадает с тем, что есть на самом деле. Потому что теория – это одно, а на практике имеются конкретные дети, их родители, и конкретные коллеги. Собственно, по решению этой проблемы мы и готовили доклад с Игорем Александровичем (И.А. Конопак – декан факультета психологии ИГУ), поэтому мне было приятно лишний раз удостовериться в актуальности поднятой темы.

Что удалось успеть

– Безусловно, побывать на всех круглых столах и секциях невозможно. Я выбрал для себя несколько ключевых тем – по идентичности в работе психолога образования, по детской травме, по инструментарию в работе школьного психолога. Секции на эти темы старался посещать в первую очередь.

Особенно памятной оказалась работа по проблеме детской травмы. Там собрались специалисты из Европы, Мексики, Бразилии, США. Я больше слушал, с какими случаями сталкиваются мои коллеги – школьные психологи и учители. Про то, что дети из неблагополучных семей не заинтересованы в учебе. Про то, как работает у них инклюзивное образование и как не получается учить детей, которые просто не могут учиться. Про то, что учитель с родителями, с детьми и с учителями фактически один на один и что психолог просто не может прийти к нему на помощь, потому что работает сразу на несколько школ.

«Мигель, а как с этим ситуация в России?» – спросили меня. «Михаил» большинство испано- и португалоязычных почему-то не могут выговорить. И тут для меня было особой гордостью сказать, что ничего подобного в России нет. Что у нас при каждой школе есть социальный педагог и психолог. Что у нас есть специальные школы для детей с особыми потребностями. Что у нас, наконец, существует добрая традиция связи университетов и школ, так что возможность обратиться за бесплатной консультацией у школьных учителей есть всегда. Коллеги смотрели на меня, как на чудо.

Что в итоге

Во-первых, получилось достойно представить свой университет, факультет и город. Я рассказал о нашей с Игорем Александровичем (И.А. Конопак – декан факультета психологии ИГУ) работе, о своем собственном опыте школьного психолога из Иркутска («о, Сибирь, это ж у вас там холодно» – типичная реакция на мое представление («пермита ми презентар ми… ме йямо Мигель, сой де Руси, университад де Иркутск….»).

Во-вторых, получилось перезнакомиться с коллегами и обменяться с ними контактами. И журналами. Ирина Владиленовна Ярославцева, заведующая кафедрой медицинской психологии и редактор журнала «Известия ИГУ: серия «Психология», снабдила меня несколькими выпусками, которые я удивительно быстро роздал коллегам. Брали охотно и долго дивились непонятной кириллице».

В 2016-м году на IV Всероссийской (с международным участием) конференция психологов образования Сибири «Психологические проблемы образования и воспитания в современной России» факультет психологии принимал зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии Армянского государственного педагогического университета им. Хачатура Абовяна, д-ра психол. наук В.С. Карапетян (Ереван, Армения). Вот что он рассказал о своем участии в конференции:


– Каковы, по вашему мнению, перспективы и возможности, которые получают участники и слушатели конференции? Насколько полезна и перспективна данная конференция?

– Мы далеко друг от друга географически, но очень близко психологически. И те проблемы, которые есть в вашем университете, близки нам, потому что те же самые вопросы волнуют ярославских преподавателей. У нас больше общего, чем различий. Поэтому я думаю, главная миссия такого рода мероприятий – это найти друг друга... И перспективы у нас уже есть: меня пригласили стать членом ред. коллегии журнала «Известия Иркутского госуниверситета. Серия Психология». Есть и другие перспективы научного плана. Сейчас мы говорили с руководством института развития образования. Это как резонанс на мое пленарное выступление. Мы сейчас разрабатываем программу сотрудничества между вот этими центрами – ярославским и иркутским. И этот очень хорошо. Это обнадеживает, воодушевляет. Все только начинается.

– Ваши впечатления о конференции и о городе в целом?

– Города еще не видел. А конференция очень хорошая. Здесь добрые люди, открытые душой, интересуются всем новым. И самое главное – люди настроены на сотрудничество. Нет такого: «А, Ярославль? Мы сами с усами!». Вот такого нет. Есть такое вот партнерское отношение. Многие студенты хотят учиться, хотят хорошо учиться. И наша задача помочь им научиться, т.е. научить самого себя. Знаний на всю жизнь не дашь. А вот владеть способами самообразования и саморазвития – это очень здорово. В нашем университете преподавал Ушинский, который любил говорить: «Что такое воспитание? Это не что иное, как самовоспитание». Вот как его организовать, чтобы преподавателям было интересно и студентам полезно? Об этом мы думаем. Всем хватает работы.

– Три слова, которые, по-вашему, описывают нашу конференцию?

– Академичность, духовность, креативность.