Новости

ОКТЯБРЬСКОЕ ЗАСЕДАНИЕ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА-2021

news

 

Предметом обсуждения стала 8-я глава - «Трагедия о Гамлете, принце Датском» - работы Л.С. Выготского «Психология искусства». В начале заседания Ольга Аркадьевна Артемьева отметила значимость вклада Л.С. Выготского – «Моцарта психологии» – в развитие психологии как науки и поставила вопрос о загадке его гения и авторитета.

В ходе обсуждения участники обратились к психологическому анализу произведения, рассмотрели метод, который использовал Л.С. Выготский и понятие «эстетической реакции». Надежда Кондрашова, студентка 4 курса, выступавшая в роли докладчика, уделила особое внимание таким словам автора: «трагедия именно потому может совершать невероятные эффекты с нашими чувствами, что она заставляет их постоянно превращаться в противоположные, обманываться в своих ожиданиях, наталкиваться на противоречия, раздваиваться; и когда мы переживаем «Гамлета», нам кажется, что мы пережили тысячи человеческих жизней в один вечер, и точно — мы успели перечувствовать больше, чем в целые годы нашей обычной жизни».

Кира Литвиненко, также студентка 4 курса, оппонируя Надежде, вслед за П.Г. Щедровицким, обратила внимание на то, что выбор Л.С. Выготским трагедии У. Шекспира «Гамлет» был не случаен: «Лев Семенович благодаря символу Гамлета получает возможность овладеть самим собой, ответить на вопрос, что есть он сам в этом мире, разрушающемся и строящемся одновременно».

 

Существенным дополнением к высказанным позициям, было выступление магистранта Николая Малышко, опиравшегося в нем, прежде всего, на идеи М.Г. Ярошевского. Постоянный участник клуба пришел к выводу о том, что «вероятно, именно смысловая незавершённость работы, а не обострившийся туберкулёз побудили Л.С. Выготского отказаться от публикации «Психологии искусства» как отдельной работы, поскольку она виделась ему, как неполный, не всесторонний ответ на поставленный вопрос о сущности эстетических процессов (искусства)».

 

Мероприятие объединило студентов не только разных уровней образования, но и из разных ВУЗов – присутствовали студенты бакалавриата, магистратуры и даже те, кто уже окончил свое обучение в аспирантуре. Достигнутая таким образом полифония точек зрения позволила участникам увидеть в работе Л.С. Выготского различные аспекты и ответить для себя на вопросы о психологическом значении искусства; о том, что делает повествование о Гамлете актуальным шедевром искусства до сих пор; зачем У. Шекспир вводит в эту трагедию противоречие и при чем здесь «новый человек» и «новое искусство».

В целом, заседание никого не оставило равнодушным и дало пищу для ума каждому из участников.

Людмила Дубровская

P.S. Следующее заседание ожидается в феврале 2022 года. Следите за новостями.