Новости
Октябрьское заседание: новый учебный год – новый курс историко-психологического клуба
4 октября состоялось первое в этом учебном году заседание историко-психологического клуба. Заседание было посвящено работе выдающегося психолога и психотерапевта Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия». Эта книга, изданная впервые в 1980 году, являет собой концептуализацию того, что называется «экзистенциальной психологией», выступающей, по мнению автора, как нечто непонятное и даже туманное в представлении психологического сообщества.
Ольга Аркадьевна Артемьева, руководитель историко-психологического клуба, отметила, что выбор этой работы направляет внимание участников клуба в новую для совместного осмысления область – область психологической практики, которая до сих пор не была специально рассмотрена. Поворот дискуссионного клуба к обсуждению вопросов психологического консультирования и психотерапии вызвал интерес со стороны студентов разных вузов и уровней образования, собрав в одной аудитории бакалавров, магистров, аспирантов и выпускников не только факультета психологии, но и других структурных подразделений и университетов.
Любовь Фомина, докладчик октябрьского заседания, представила взгляды Ирвина Ялома, уделив особое внимание четырем данностям человеческого существования: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность, а также психологическим защитам, связанным с каждой из них. В своем выступлении Любовь отметила, что работа Ирвина Ялома имеет важное значение для практической деятельности психолога. Например, анализ клиентских случаев, представленных в книге, помогает глубже понять процессы, протекающие в собственной консультативной деятельности. Опыт, которым делится Ирвин Ялом, в частности, опыт терапии онкобольных, позволяет перенять определенные способы работы с людьми, переживающими экстремальные или кризисные ситуации.
С критикой взглядов И. Ялома выступил Иван Дергач, представ в первую очередь как психолог-практик, имеющий большой опыт работы в центре реабилитации людей с зависимым поведением. Иван поделился личным опытом консультирования и продемонстрировал, как принципы экзистенциальной психотерапии Ирвина Ялома помогают в практической деятельности. Так, он проиллюстрировал применение категории «время» в работе с клиентом, отметив, что, в отличие от психоанализа, экзистенциальный психотерапевт ориентируется не на прошлое, а на «будущее-становящееся-настоящим». В частности, работая с наркозависимыми, необходимо сконцентрироваться именно на том, что происходит, а не том, что было в жизни клиента. Такая ориентация является принципиально важной для эффективной реабилитации. Анализируя работу И. Ялома, Иван указал на высокий уровень философской подготовки автора, его склонность к широким теоретическим рассуждениям, иногда излишне объемным и, порой, малопонятным для начинающего психолога-консультанта. Отсутствие четкой схемы работы с клиентами, по мнению Ивана, не позволяет иногда понять, как именно применять экзистенциальный подход на практике. В заключение Иван выразил восхищение мэтру экзистенциальной психотерапии и порекомендовал каждому обязательно читать Ирвина Ялома для расширения горизонтов как в личностном, так и профессиональном плане.
С неординарной точкой зрения выступил постоянный участник историко-психологического клуба Николай Малышко. Представив критику теоретико-методологической позиции Ирвина Ялома, Николай указал на внутреннюю противоречивость и отсутствие единого основания для выделения данностей человеческого существования. Призывая к объективности и беспристрастности при анализе концепций, Николай порекомендовал обратить внимание на работу Б. В. Зейгарник «Теории личности в зарубежной психологии» (1982), в которой при первом приближении можно ознакомиться с представлениями экзистенциальных психологов.
Ряд вопросов для обсуждения поставила куратор историко-психологического клуба Людмила Дубровская, обратив внимание слушателей на такие аспекты работы Ирвина Ялома, как: значение культурно-исторического контекста для анализа личности; области применения и ограничения экзистенциального подхода; необходимость чтения экзистенциальных философов для понимания экзистенциальной психологии; причины и способы преодоления внеакадемического статуса экзистенциальной психологии, а также возможные пути и методы изучения результатов психотерапии.
В завершении заседания Ольга Аркадьевна предложила проанализировать взгляды И. Ялома через призму понятия «парадигма» по Т. Куну и подумать над словами И. Ялома о том, что экзистенциальная терапия «не более чем парадигма, то есть психологический конструкт, оправдываемый в конечном счете только своей клинической полезностью. Как и любой другой конструкт, он в конце концов уступит место другим конструктам, обладающим большей объяснительной силой. Каждая клиническая парадигма, если только какой‑нибудь официальный институт не высек ее на камне раньше, чем она созрела, органична. Выдвигая новую точку зрения, она позволяет четко описать некоторые смутные прежде факты. В свою очередь, эти новые данные модифицируют исходную парадигму». Участники пришли к выводу, что теория И. Ялома создана в русле постнеклассической рациональности и пронизана духом экзистенциальной свободы в выборе теоретико-методологических позиций.