Разное

Проектно-ориентированный научно-образовательный

центр психофизиологии ИГУ

 

Руководитель: д-р биолог. наук, проф. И.Н. Гутник

Заместитель руководителя: д-р психол. наук, проф. И.В. Ярославцева

 

Проектно-ориентированный научно-образовательный центр психофизиологии (далее ПНЦП) является межфакультетским структурным подразделением ФГБОУ ВПО «ИГУ», открыт по решению Ученого совета университета и утвержден приказом ректора от 29.05.2014, приказ № 256. 

 

Цели ПНЦП:

1. Проведение научных исследованиям в области изучения принципов работы мозга и поведения человека, внедрение инновационных технологий, предполагающих синтез психологического и физиологического подходов к исследованию высших психических функций.

2.Организация учебного процесса на основе новейших научных разработок в области психофизиологии, с целью повышения качества подготовки выпускников университета.

3. Разработка междисциплинарных образовательных программ повышения квалификации для практикующих психологов системы образования, здравоохранения, социальной помощи и др.

4. Оказание специализированной помощи населению с целью диагностики и коррекции функционального состояния.

 

Функции ПНЦП

1. Научно-исследовательская:

- организация и проведение научных исследованиям в области изучения принципов работы мозга, функционального состояния и поведения человека;

- внедрение современных технологий, предполагающих синтез психологического и физиологического подходов для диагностики и коррекции  функциональных нарушений.

2. Научно - методическая:

- изучение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта в области физиологии и психологии человека;

- разработка программ и методического обеспечения, инновационных здоровьесберегающих технологий;

- разработка прикладных программ для использования в практике психофизиологической диагностики и коррекции функционального состояния человека;

-оказание консультативных услуг по теоретическим и практическим вопросам и направлениям работы ПНЦП.

3. Учебно-консультационная:

- внедрение в учебный процесс факультета психологии и биолого-почвенного факультета современных психофизиологических методов изучения человека, способствующих повышению качества подготовки выпускников университета;

- разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов высших и средних учебных заведений, практических психологов и психофизиологов;

4. Прикладная

- предоставление услуг населению с целью психологической и психофизиологической диагностики и коррекции функционального состояния;

- проведение курсов повышения квалификации для практикующих психологов и психофизиологов системы образования, здравоохранения, социальной помощи и др.

5. Координационная:

-объединение усилий и создание условий для согласованности действий различных структур и организаций региона, решающих проблемы здоровьесбережения населения города и области.

 

Базовые площадки ПНЦП

1. Лаборатория факультета психологии ИГУ (Иркутск, ул. 25 Октября, д. 25, офис 105).

2. Учебная база факультета психологии в п. Патроны Иркутского района.

3. Кафедра физиологии и психофизиологии ИГУ

 

Контакты: Иркутск, ул. Чкалова, 2, офис 407, тел. 203 – 630,

Email: MED_PSY@mail.ru

 

ФОТО

 

 

Результаты работы в  2014 году

 

Научно-исследовательская работа

 

Цель: выявление психологических и психофизиологических характеристик функционального состояния студентов для обоснования базовых социальных образовательных и психологических условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса ВУЗа.

В отчетном году в разных условиях организации учебного процесса на факультете психологии, биолого-почвенном факультете ИГУ, психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена проведены психологические и психофизиологические исследования в студенческих учебных группах.

 

 

 

Организация исследования

 

№ п/п

Факультет

Форма организации

образовательного процесса

Количество студентов

Курс

1.

Психологии

Классическая

(традиционная)

110 студентов

(216 человекоисследований)

2, 3, 4 курсы

Модульная

27 студентов

(54 человекоисследований)

4 курс

2.

Биолого-почвенный

Модульная

10 студентов 
(110 человекоисследований)

4 курс

3.

Психолого-педагогический

Классическая

(традиционная)

15 студентов 
(30 человекоисследований)

1 курс

Всего студентов

162 ст. (410 человекоисследований)

 

 
Результаты: 

- Большинства студентов (75%) характеризуются достаточными психофизиологическими и психологическими возможностями. Эти студенты в равной мере адаптированы к классической и модульной формам обучения.

- 25 % студентов имеют низкие исходные психофизиологическими показатели. При учебных нагрузках, более в условиях модульной формы организации учебного процесса, эти студенты быстро утрачивают работоспособность.

Перспективные направления научной деятельности:

  1. Проведение углубленного обследования и мероприятий со студентами с низкими исходными психофизиологическими показателями, направленных на нормализацию функционального состояния;
  2. Обоснование базовых социальных, образовательных и психологических условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса ВУЗа, с учетом функциональных особенностей студентов.

Оборудование, приобретенное в 2014 году:

1. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ – 1/30 – «Психофизиолог» 4 шт. – 220 000 руб. Назначение: устройство предназначено для оценки функционального состояния ВНС, ЦНС по параметрам простой и сложной зрительно-моторной реакции, а также характеристики операторской работоспособности и профиля личности.  Место размещения: ул. 25 Октября, д. 25, Лабораторная база факультета психологии, ауд. 105.

2. Модуль психомоторных тестов (дополнительное устройство к УПФТ-1/30 «Психофизиолог», выпускаемое как немедицинское изделие по ТУ 4389-028-24176382-2013) 1шт. – 48 000 руб. Назначение: устройство позволяет расширить библиотеку психофизиологических тестов для оценки функционального состояния ВНС, ЦНС по параметрам простой и сложной зрительно-моторной реакции, а также характеристики операторской работоспособности и профиля личности.  Место размещения: ул. 25 Октября, д. 25, Лабораторная база факультета психологии, ауд. 105.

ИТОГО израсходовано на оборудование: 268 000,00 руб.

Значение приобретенного оборудования для научно-исследовательского процесса.

Приобретенное оборудование способствовало модернизации и интенсификации научно-исследовательского процесса. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ–1/30 «Психофизиолог» позволило применить пакет психофизиологических (ПЗМР, СЗМР) и психологических (САН, Тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «Дезадаптивные нарушения», тест Мини-Мульт) диагностических методик для определения функционального состояния студентов в разных условиях организации учебного процесса в ВУЗе. Модуль психомоторных тестов позволит проводить углубленное и всесторонне изучение функционального состояния ЦНС студентов.