Межфакультетский проектно-ориентированный научно-образовательный центр психофизиологии
Руководитель: д-р биолог. наук, проф. И.Н. Гутник
Заместитель руководителя: д-р психол. наук, проф. И.В. Ярославцева
Межфакультетский проектно-ориентированный научно-образовательный центр психофизиологии (далее ПНЦП) является межфакультетским структурным подразделением ФГБОУ ВПО «ИГУ», открыт по решению Ученого совета университета и утвержден приказом ректора от 29.05.2014, приказ № 256.
Цели ПНЦП:
1. Проведение научных исследованиям в области изучения принципов работы мозга и поведения человека; внедрение инновационных технологий, предполагающих синтез психологического и физиологического подходов к исследованию высших психических функций.
2.Организация учебного процесса на основе новейших научных разработок в области психофизиологии.
3. Оказание специализированной помощи населению.
Функции ПНЦП:
1. Научно-исследовательская:
- организация и проведение научных исследованиям в области изучения принципов работы мозга, функционального состояния и поведения человека;
- внедрение современных технологий, предполагающих синтез психологического и физиологического подходов для диагностики и коррекциифункциональных нарушений.
2. Научно-методическая:
- изучение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта в области физиологии и психологии человека;
- разработка программ и методического обеспечения, инновационных здоровьесберегающих технологий;
- разработка прикладных программ для использования в практике психофизиологической диагностики и коррекции функционального состояния человека;
-оказание консультативных услуг по теоретическим и практическим вопросам и направлениям работы ПНЦП.
3. Учебно-консультационная:
- внедрение в учебный процесс факультета психологии и биолого-почвенного факультета современных психофизиологических методов изучения человека, способствующих повышению качества подготовки выпускников университета;
- разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов высших и средних учебных заведений, практических психологов и психофизиологов;
4. Прикладная
- предоставление услуг населению с целью психологической и психофизиологической диагностики и коррекции функционального состояния;
5. Координационная:
-объединение усилий и создание условий для согласованности действий различных структур и организаций региона, решающих проблемы здоровьесбережения населения города и области.
Оснащенность центра:
1. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ–1/30 «Психофизиолог».Назначение: устройство предназначено для автономного проведения индивидуального психофизиологического тестирования, для оценки параметровсенсомоторных реакций, индивидуальных особенностей протекания нервных процессов, скорости принятия решения, особенностей функций восприятия, внимания и работоспособности человека.
2. Модуль психомоторных тестов (доп. устройство к УПФТ-1/30 «Психофизиолог»). Назначение: позволяет проводить следующие исследования: Определение времени простой зрительно-моторной реакции на движение стрелки; Оценка ЦНС методом определения времени простой сенсомоторной реакции на слуховую стимуляцию; Оценка уровня работоспособностипо параметрам СЗМР на световую комбинацию; Определение функциональной подвижности нервных процессов по А.Е. Хильченко; Оценка скорости и точности реагирования, динамического глазомера и баланса основных нервныхпроцессов; Экспресс-диагностика силы нервных процессовпутем измерения динамики темпа движений кисти; Оценка способности человека к тонкой сенсомоторной статической координации движений; Оценка способности человека к тонкой сенсомоторной динамической координации движений.
3. Устройство психофизиологическое телеметрическое «Реакор».Назначение: предназначено для реализации методик обучения навыкамсаморегуляции, проведения оздоровительных и реабилитационных процедур на основе биологической обратной связи (БОС-тренинга) с целью повышения устойчивости пациента к стрессогенным факторам, для немедикаментозного восстановления нарушенных функций, улучшениянервной регуляции при различных заболеваниях, фобиях, патологических состояниях и зависимостях, для формирования необходимого психофизиологического статуса у спортсменов и у лицнапряженных профессий, а также для психофизиологической диагностики и объективного психологического тестирования.
4. Программно-методическое обеспечение «Объективный психологический анализ и тестирование Эгоскоп». Назначение: предназначено для проведения психофизиологических исследований ипсихологического тестирования с синхронной индикацией, автодокументированием и объективным анализом реакции физиологических показателей и характера моторики руки испытуемого в процессе проведения исследований и тестирования.
5. Электроэнцефалограф-регистратор «Энцефалан-ЭЭГР-19/26». Назначение: предназначено для проведения электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований: оценку реактивности ЭЭГ на аппаратные (фотостимуляция, фоностимуляция, электростимуляция, аудиовизуальная стимуляция) и неаппаратные функциональные пробы (гипервентиляция, открывание и закрывание глази пр.); длительную запись в естественных условиях (автономный (по типу холтеровского) ЭЭГ-мониторинг); синхронный ЭЭГ-видеомониторинг для дифференциальной диагностики эпилептических и неэпилептических феноменов с записью отметок о происходящих событиях и сопровождающие их речевые комментарии; проведение полисомнографических (ПСГ) исследований для выявления нарушения структуры сна и ночной эпилептиформной активности, сочетанных неврологических и кардиореспираторных нарушений; исследование вызванных потенциалов (ВП) головного мозга (зрительных, слуховых, соматосенсорных, когнитивных); оценкуфункциональной асимметрии мозга; нейромониторинг; мониторинг церебральных функций,констатация смерти мозга; регистрация сверхмедленной активности мозга для оценки метаболических процессов; изучение психических процессов – восприятия, памяти и т.д.
Основные публикации:
1. Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения) / Ярославцева И.В., Гутник И.Н., Конопак И.А., Гусев А.Н., Черевикова И.А. / Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 110-120.
2. Функциональное состояние студентов бакалавриата / Черевикова И.А., Ярославцева И.В. / Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 21. С. 99-104.
3. Исследование функционального состояния студентов разных курсов в течение учебного дня / Гутник И.Н., Ярославцева И.В., Конопак И.А., Исакова Н.Е. / Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 17. С. 12-25.
4. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения / Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. / Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. С. 30-38.
5. Копинг-стратегии студентов с ограниченными возможностями здоровья / Киселева А.А. / Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3 (71). С. 133-142.
6. Межполушарная функциональная асимметрия у мальчиков и девочек с артериальной гипертензией / Поляков В.М., Колесников С.И., Рычкова Л.В., Киселева А.А., Косовцева А.С., Прохорова Ж.В., Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. / Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2016. Т. 1. № 5 (111). С. 46-48.
7. Изучение идентичности личности при помощи эгоскопии / Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. / Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 10. С. 22-30.
8. Влияние самочувствия испытуемого и особенностей психодиагностической процедуры на уровень регистрируемой жизнестойкости личности / Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. / Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 2. № 1. С. 53-59.
9. Особенности копинг-стратегий студентов с ограниченнымивозможностями здоровья, обращающихся и не обращающихся к психологу / Киселева А.А. / Ростовский научный журнал. -2017. № 7. С. 17-25
Грантовая деятельность:
1. Программа стратегического развития ФГБОУ ВО «ИГУ» на 2012-2016 гг. Тема исследования - «Психологические и психофизиологические характеристики функционального состояния студентов при разных условиях организации учебного процесса» (Р 221-13-001);
2. Грант для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов и молодых сотрудников ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», 2013-2014 гг. Тема исследования - Функциональное состояние ЦНС студентов в образовательном пространстве ВУЗа (091-14-221);
3. Грант для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов и молодых сотрудников ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», 2016-2015 гг. Тема исследования - «Изучение копинг-стратегий лиц с ограниченными возможностями здоровья, обращающихся и необращающихся за консультацией психолога» (091-16-219);
4.Грант для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов и молодых сотрудников ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», 2018-2019 гг. Тема исследования - «Функциональное состояние студентов ВУЗа» (091-18-224).
Базовые площадки ПНЦП:
1. Межфакультетский проектно-ориентированный научно-образовательный центр психофизиологии (Иркутск, ул. Чкалова, д. 2, офис 201).
2. Учебная база факультета психологии в п. Патроны Иркутского района.
3. Кафедра физиологии и психофизиологии биолого-почвенного факультета ИГУ (г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 5).
Адрес: Иркутск, ул. Чкалова, 2, офис 201.
Контакты:
Тел.: 203-630;