НАУЧНО-УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Открыта при факультете психологии решением Ученого совета ИГУ от 28.02.2020 г.

Проблематика лаборатории: социальная и социально-психологическая детерминация развития российской психологии; самоорганизация советской психологии; организация эффективной научной деятельности ведущих научных коллективов в истории советской психологии; субъектный и системный подходы в историко-психологическом исследовании; историография советской психологии; качественные и количественные методы исследования в психологии.

Направления деятельности: научно-исследовательская, экспертная, учебная, просветительская.

Руководитель лабораторииАртемьева Ольга Аркадьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей  психологии

Члены лаборатории:

Шикун Алексей Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент, соискатель кафедры общей психологии

Синёва Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии

Дубровская Людмила Дмитриевна, ассистент кафедры общей психологии

Проекты лаборатории

Грант Российского фонда фундаментальных исследований «Ведущие научные коллективы в истории советской психологии первой половины ХХ века: результаты, детерминанты, закономерности и социально-психологические механизмы организации эффективной научной деятельности» (№20-013-00675)

Проект является продолжением цикла историко-психологических исследований социально-психологической детерминации и самоорганизации отечественной психологии в ХХ веке. Впервые фундаментальная проблема эффективной организации научной деятельности решается в ходе комплексного историко-научного исследования деятельности ведущих научных коллективов советских психологов первой половины ХХ столетия. Новизна исследования связана с учетом социалистической ориентации научной политики и коллективных способов организации исследовательской деятельности в этот период.

Грант для поддержки НИР аспирантов и молодых сотрудников ИГУ «Вклад Г.И. Челпанова в становление отечественной психологии» (№ 091-22-326). 

Исследование посвящено изучению вклада выдающегося организатора психологической науки, философа и педагога, директора 1-го специализированного института психологии в России – Георгия Ивановича Челпанова. В исследовании рассматривается теоретический и организационный вклад Г.И. Челпанова, а также жизненный путь личности ученого в единстве социального, предметно-логического и личностного аспектов детерминации научной деятельности, без абсолютизации одного из них. Историко-психологический анализ проводится на широкой источниковой базе.

Историко-психологический клуб

Заседания дискуссионного клуба проходят в форме обсуждения докладов, посвященных работам выдающихся психологов прошлого по актуальным социально-психологическим проблемам современности. Подробнее

Музей факультета психологии

Открытие музея готовится к 30-летию факультета психологии ИГУ (1993-2023). Экспозиция музея будет посвящена истории создания и работы факультета психологии в Иркутском государственном университете, ее основным этапам и достижениям. Подробнее

О нас в СМИ

Издержки изоляции. Что и как повлияло на судьбу российской психологии. - Поиск - новости науки и техники (poisknews.ru)

ИГУ - Новости - Существует ли рефлекс свободы и что значит «бессмертие личности» (isu.ru)

ИГУ - Новости - Теория психологического консультирования в фокусе внимания историко-психологического клуба (isu.ru)

ИГУ - Новости - На факультете психологии ИГУ обсудили теорию Альберта Эллиса (isu.ru)

ИГУ - Новости - Студентка ИГУ сделала лучший доклад на международной научной конференции «Ломоносов-2022» (isu.ru)

Иркутский ученый разработала концепцию зарождения психологического сообщества России / Интерфакс - Высшее образование в России (interfax.ru)

Избранные публикации членов лаборатории

Артемьева О.А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине ХХ столетия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 534 с. (фрагмент)

Артемьева О.А. Научное сообщество как субъект научной деятельности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 67-75.

Артемьева О.А. «Оружием критики» (анализ рецензий отечественных психологов первой половины ХХ столетия) // Вопросы психологии. 2015. №1. С. 123-132.

Артемьева О.А. Национальный субъект психологического познания: опыт историко-научной реконструкции // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 2. С. 44-50.

 Артемьева О.А. Научные и идеологические дискуссии в формировании методологического единства советской психологии // Методология и история психологии. 2018. Вып. 2. С. 73-88.

Артемьева О.А., Синёва О.В. Международная научная коммуникация в развитии научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX века // Психология и Психотехника. 2018. № 3. С. 39-48.

Артемьева О.А. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития // Психология и Психотехника. 2019. № 4. С.28-38.

Артемьева О.А. Способности руководителя научного коллектива: историко-психологическое исследование // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен: сб. ст. / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. Москва: Институт психологии РАН, 2020. С. 160-165.

Артемьева О.А., Синёва О.В. В поисках научного коллектива Л.С. Выготского // Психология и Психотехника. 2020. № 4.  С. 89-102.

Артемьева О.А., Карапетова А.В. У истоков рефлексологии В.М. Бехтерева: детерминация становления и развития психологического течения // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 34. С. 15-29.

Артемьева О.А. К 70-летию Павловской сессии: американская историография советской психологии // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 122–131.

Artemeva O.A. History of Russian/Soviet Psychology (1900-1950) as Self- Organization of the Collective Subject  // European Yearbook of the History of Psychology. Sources, Theories, and Models. 2021. Vol. 7. P.283-301.

Артемьева О.А., Карапетова А.В. Научные коллективы как основа психологической школы В.М. Бехтерева// Психология и Психотехника. 2021. № 3. С. 74-88.

Артемьева О.А., Дубровская Л.Д. Научные коллективы Г.И. Челпанова: историко-психологическое исследование // Психология и Психотехника. 2021. № 4. С. 72-89.

Артемьева О.А., Синёва О.В. Л.С. Выготский и ученики: результаты коллективной научной деятельности в первой половине ХХ века // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021. Т. 38. С. 3-21.

Артемьева О.А. История психологии как источник психологического знания // Психологическое знание: виды, источники, пути построения: Сборник статей / Отв. редакторы: А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2021. С. 307-320.

Артемьева О.А. История психологии в решении проблемы развития и организации отечественной психологии // Психология и психотехника. 2022. № 2. С. 1-13.

Артемьева О.А., Дубровская Л.Д. Г.И. Челпанов и ученики: результаты коллективной научной деятельности сотрудников Психологического института (1912-1923 гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2022. Т. 42. С. 3-20.

Артемьева О.А.  Анализ предметных связей сотрудников Психологического института (1913-1937 гг.) // Психолог. 2022. № 6. С. 57 - 72.

Артемьева О.А. Исследование способностей руководителя научного коллектива в истории советской психологии // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 6. С. 66-75.

Артемьева О. А., Шикун А. А. Региональная психология и ее история: обзор историко-психологических и методологических подходов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2023. Т. 45. С. 3-14.

Артемьева О. А., Шикун А. А. Субъектный подход в исследовании региональной психологии // Психология и психотехника. 2023. № 4. С. 163-173.

Артемьева О. А. Теоретико-методологические основы исследования ведущих научных коллективов советских психологов // История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Ю.В. Ковалева, Ю.Н. Олейник. М: Институт психологии РАН, 2023. С. 42-48.